Чтоб в сердце музыка звучала

В нынешнем январе у знаменитого на Витебщине композитора Марьяна Зеленкевича два юбилея: 75-й день рождения и 60 лет творческой деятельности. Более 15 из них Марьян Казимирович успешно сотрудничает с Первомайским города Витебска районным отделом Департамента охраны МВД Республики Беларусь. Накануне двойного праздника композитора наш корреспондент встретился с ним в студии звукозаписи перед очередной репетицией с солистами известного в области и республике ансамбля «Виктория», созданного М. Зеленкевичем с нуля.

— Марьян Казимирович, выходит так, что вы начали профессиональный творческий путь в искусстве в пятнадцать лет? И по сегодняшним, и тем более по меркам шестидесятилетней давности это, действительно, круто…

— Честно признаться, я раньше как-то и не задумывался над этим. Просто в первое послевоенное десятилетие время было такое сложное. Мы, дети, быстро взрослели. Обязательные семь классов школы я окончил, как и все, в четырнадцать лет. Тогда большинство фактически еще подростков из нашей деревни Городище Докшицкого района шло работать в колхоз. За трудодни, то есть весь год — бесплатно. В техникумы или институты, окончив белорусскоязычную школу, поступали немногие. Ну а я все же пошел учиться в соседний райцентр Поставы в годичную «Школу колхозных баянистов» на отделение аккордеонистов.
— Откуда у сельского подростка появилось желание стать профессиональным музыкантом?
— Не знаю, может, это и прозвучит сегодня как самореклама, но фактически я научился играть на отцовском баяне лет в семь. Дома была еще и скрипка. На праздники к нам собирались обычно родственники и знакомые. Отец играл поочередно и на скрипке, и на баяне. Пели наши деревенские песни. Музыкой тогда был полон дом. И я все это схватывал, запоминал. После окончания четвертого класса уже играл сам на танцах для взрослых в клубе. Конечно, по часу-полтора растягивать меха аккордеона в одиннадцать лет было трудновато. Да и нотной грамоты я не знал. Все песни и танцевальную музыку просто запоминал и подбирал на клавишах по слуху. Играл и наш северо-западный белорусский танец «абэрак», и вальс, и польку, и подеспань, и польский краковяк, и другие. Там, понимаете, одного таланта было мало. В этом убедился еще раз намного позже, когда уже учился в музыкальном училище в Молодечно. Я еще года три параллельно брал уроки композиции у знаменитого белорусского композитора Генриха Вагнера.
— Выходит, в те годы и появилось у вас желание самому писать музыку?
— Нет, намного раньше. Первую песню о пионерском лагере я сочинил в пятнадцать лет, еще не зная нотной грамоты. Опять же — играл по слуху. Потом, когда уже в семнадцать пошел трудиться в сельский Дом культуры в соседней деревне Волколаты и когда работал директором Дома культуры в поселке Дуниловичи, переложил ее на ноты.
— А как и откуда у человека возникает в голове мелодия? Как рождается музыка вообще? Я понимаю, что вопросы для вас наивные. Но все же…
— Я около тридцати лет сотрудничаю с витебским поэтом Владимиром Морудовым. Как-то он мне позвонил вечером и прочитал лирическое стихотворение. Еще слушая Володин голос, сразу уловил ритмику стиха. И у меня в голове уже тогда начала неясно звучать музыка. Так, поверхностно. Пока неотчетливо. Но стихи действительно тронули какие-то струны в душе. Не знаю, как и что там щелкнуло в голове, но утром, проснувшись, сразу же написал песню «Успаміны». Она была посвящена юбилею Ленинского комсомола Беларуси. Я и Морудов за эту песню получили звание лауреатов премии этого довольно престижного тогда конкурса. Мы также написали с Володей песню «Маладзенькая вярба», которую на открытии «Славянского базара в Витебске» в 2009 году исполнила заслуженная артистка республики Ирина Дорофеева.
— Но вы пишете песни не только с Владимиром Морудовым?
— Да, конечно. В свое время я писал песни на стихи Янки Купалы, Адама Русака, Нила Гилевича. А с витебским поэтом Николаем Гарбузовым, который тогда работал заместителем начальника отдела охраны Первомайского района, написали песню «Яблоневый сад». Она и сегодня является визитной карточкой нашего народного ансамбля «Виктория». А первым ее исполнителем был подполковник милиции в отставке Григорий Булатов. Он впоследствии стал лауреатом Международного конкурса солистов МВД Республики Беларусь в Минске. А вообще-то наша «Виктория» появилась благодаря настойчивости подполковника милиции Владимира Павлова. Он тогда работал начальником Первомайского районного отдела охраны.
— Марьян Казимирович, а можно подробнее о том, что собой представляет «Виктория»?
— За пятнадцать лет через ансамбль прошло около пятидесяти человек.
А на сегодня у нас более десятка участников. Это — два дуэта, два квартета, отдельные солисты. Есть свой звукорежиссер Виталий Азарченко. Большим успехом у зрителей пользуются выступления старшего прапорщика милиции Первомайского районного отдела охраны Дмитрия Латковича и его жены, сотрудницы областного управления охраны, — Юлии. У нее большой опыт гастролей.
В 2015 году Юля стала лауреатом Международного конкурса «Солдаты Отечества» в Москве, заняв там первое место. Латкович пела на конкурсе молодых исполнителей и в прошлом году в Молодечно вместе с оркестром Михаила Финберга. Гордость «Виктории» также Женя Воронович, Таня Козлова и другие солисты.
— Да, звание народного надо еще заслужить. И не только гастролями…
— И мне, как композитору и аранжировщику, и всем самодеятельным коллективам, с которыми работал, это всегда давалось непросто. Я рад, что в свое время мне удалось добиться высокого звания «народный» для коллектива хоровой капеллы из Лужеснянского сельхозтехникума, с которой проработал более сорока лет. Народной стала и хоровая капелла Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии. Сейчас у меня очередная забота — написать песню-гимн на открытие в этом году второго Международного конкурса «Фестиваль двух рек», который состоится летом в Докшицах. Там меня утвердили еще и членом жюри. Ну не могу же я отказать землякам, если попросили.
И вы знаете, пока не чувствую себя пенсионером. Но, конечно, за шестьдесят лет написал много — около пятисот песен.
Самая ценная награда для меня — это звание лауреата премии Ленинского комсомола. Важны также и почетные грамоты тог¬дашнего высшего партийного и советского руководства и Советского Союза в целом и нашей республики в отдельности. Храню я и дипломы дважды лауреата народного творчества. Горжусь медалью Министерства культуры СССР «За отличную работу в культурно-просветительских учреждениях профсоюзов». Считаю, что главное для композитора-песенника не какие-то дипломы и звания. Важнее всего — дать путевку в жизнь и талантливым самодеятельным исполнителям, и профессионалам. По духу я — лирик. А как композитор — эстрадник. И нет большей радости, чем слышать свои песни, которые смело и надолго пошли в народ.

Беседовал Михаил КОНОН. Фото автора.