Ноябрь

2023

Об изменении законодательства, регламентирующего порядок обращений граждан и юридических лиц

Co 2 января 2023 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В первую очередь, изменения коснутся порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Заявители будут вносить такие обращения через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.

С учетом этого, в Законе об обращениях изменяется и само понятие «электронное обращение» — это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.

Система учета и обработки обращений будет обеспечивать возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создается отдельный сайт (https://обращения.бел), на котором заявителям необходимо будет пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных.

Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно. Через свой личный кабинет заявитель сможет направить обращения в необходимый для него государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет. В то же время, если заявитель в своем электронном обращении попросит дать ему письменный ответ, то такой ответ ему будет дан в установленном порядке.

Внедрение системы учета и обработки обращений в работу государственных органов и организаций позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить хранение обращений и результатов их рассмотрения, а также исключить возможность злоупотребления правом на обращение со стороны заявителя — ведь в практике имеются случаи, когда граждане направляли обращения под вымышленными именами или от других лиц.

Закон об обращениях дополнен статьей 25-1, в которой определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер. Такими обращениями будут считаться как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более десяти, при этом ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Изменения коснулись и использования книги замечаний и предложений. С нового 2023 года существенно сужается круг организаций, в которых она будет вестись. Такая книга будет обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер, деятельность в которых потребует ведения книги замечаний и предложений, будет определен Советом Министров Республики Беларусь. Эти изменения основаны на практике, показавшей нецелесообразность ведения книги замечаний в некоторых организациях, а в отдельных случаях — использование ее не по назначению, в том числе как инструмент подачи письменного обращения.

Расширен перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут быть оставлены без рассмотрения по существу. Так, обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу в случае, когда содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Самая распространенная ситуация злоупотребления правом на обращение — когда заявитель направляет многочисленные обращения, несмотря на то, что его обращения неоднократно всесторонне и в полном объеме рассматривались и заявителю дан исчерпывающий ответ по существу поставленных вопросов.

Остается в силе требование о необходимости уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу.

Кроме того, устное обращение можно будет оставлять без рассмотрения по существу, если заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение.

Некоторые изменения и дополнения внесены и в части оснований для отказа в личном приеме, записи на личный прием.

Так, должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники этих организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, будут вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием: когда заявитель применяет технические средства без согласия должностного лиц, проводящего прием, и отказывается остановить их применение; в случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

Кроме того, отказ будет правомерным и в случае, когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы (и не только в ходе личного приема, как это определено в действующей редакции Закона об обращениях).

Изменения в Законе об обращениях также конкретизируют способы ознакомления заявителей с материалами, непосредственно относящимся к рассмотрению их обращений, — заявители будут иметь право делать выписку из них, а также осуществлять их фотосъемку ( за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено). Отсутствие четкого регулирования таких вопросов ранее нередко вызывало проблемные ситуации при взаимодействии государственных органов и организаций с гражданами.

Внесло коррективы в Закон об обращениях развитие законодательства о персональных данных. В этой связи статья 14 Закона об обращениях дополнена новой частью, устанавливающей, что если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации.

В Закон об обращениях внесены дополнения в части правовых оснований, позволяющих не направлять ответ заявителю. Так, это будет иметь место в случае наличия соответствующей Необходимо отметить, что все изменения и дополнения внесены в Закон об обращениях с учетом практики работы государственных органов и организаций и направлены на совершенствование организации работы с обращениями граждан и юридических лиц.

Начальник Витебского областного управления Департамента охраны Министерства внутренних дел полковник милиции Мурашкин С.С.

***

Оказание Департаментом охраны Министерства внутренних дел охранных услуг по сопровождению на территории республики транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов (Витебское областное управление охраны)

Подразделения Витебского областного управления Департамента охраны Министерства внутренних дел – Первомайский (г. Витебска), Оршанский, Полоцкий отделы охраны, а также Поставское и Шарковщинское, Браславское и Верхнедвинское отделения охраны на договорной основе оказывают услуги по сопровождению товаров и (или) транспортных средств, охране грузов, в том числе:

  1. Сопровождению транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (таможенное сопровождение товаров и (или) транспортных средств).
  2. Обязательному сопровождению отдельной категории товаров (грузов, имущества), перемещаемых автомобильным транспортом:

алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

наркотических средств и психотропных веществ;

оружия и боеприпасов;

драгоценных камней и драгоценных металлов;

опасных грузов и взрывчатых веществ.                                                  

Тарифы на услуги по сопровождению товаров и (или) транспортных средств установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 244 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2006 года № 829»        и составляют 0,05 (1,85 руб.) базовой величины за один километр пробега, но не менее 1 (37 руб.) базовой величины за одно сопровождаемое автомобильное транспортное средство, используемое для перевозки товаров либо следующее в качестве товара своим ходом.

Пунктами отправления и назначения могут быть как места нахождения юридических лиц и физических лиц, так и пункты таможенного оформления, расположенные либо на территории республики либо на её границах.

Сопровождение товаров и (или) транспортных средств, охрана грузов осуществляется нарядами милиции указанных подразделений охраны с использованием служебного автотранспорта оперативного назначения. В пути следования по маршруту движения сотрудники  наряда сопровождения обеспечивают охрану и защиту товаров и (или) транспортных средств от совершения хищений, противоправных посягательств, а также осуществляют их внешний осмотр на предмет целостности грузовых отсеков, наличия и целостности печатей, одноразовых пломбировочных материалов.

Для заключения договора заказчику необходимо заполнить и направить в указанные подразделения не позднее двух суток до начала осуществления сопровождения заявку, в которой указать: марки, количество и регистрационные знаки транспортных средств, наименования товаров, маршруты движения транспортных средств, время и даты прибытия сотрудников подразделения охраны в пункт отправления; сведения о представителях заказчика, передающих      и принимающих товары и (или) транспортные средства.

После направления заявки заказчик перечисляет на расчётный счёт подразделения охраны денежные средства за оказываемые услуги в размере 100% предоплаты.

Первый заместитель начальника Витебского областного управления Департамента охраны  полковник милиции Казаков В.В.