Изложение в новой редакции норм Закона об охранной деятельности обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с рядом новых нормативно-правовых актов, а также правоприменительной практики. В частности, были включены нормы оценки соответствия средств и систем охраны техническим регламентам Таможенного союза и Евразийского экономического союза. С момента подписания первоначального варианта в 2006 году прошло достаточно времени.
В ходе работы над изменениями в Закон были внесены корректировки, которые позволили исключить пробелы в правовом регулировании с другими законодательными актами. Так, нормы закона были приведены в соответствие с рядом законодательных актов: «О лицензировании», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» и Указа Президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
В данном правовом акте уточнены нормы по полномочиям Президента, Совета Министров, Министерства внутренних дел и специального органа охраны (Департамент охраны МВД) в сфере охранной деятельности. В Закон введены новые нормы: правила проведения личного досмотра, вещей, документов и транспортных средств сотрудниками специального органа охраны, а также о проведении квалификационного экзамена для работников охраны.
Последнее изменение стало ключевым и касается повышения требований к профессиональным навыкам работников охраны. Это коснулось субъектов хозяйствования, которые обеспечивают охрану собственными силами.
Нередко, заходя в организацию или на предприятие, на вахте можно увидеть работника, который допускает людей на территорию, фиксирует данные приходящего. Они же могут запускать автомобили и проверять их на выезде. Все эти действия подпадают под категорию охранной деятельности.
Сейчас просто так работником охраны стать нельзя. Начиная с 26 января 2024 года, люди, которые будут приниматься на должность сторожей, охранников и т.д. должны сдавать квалификационный экзамен. Для этого по всей республике в каждом подразделении охраны созданы квалификационные комиссии, которые будут принимать экзамен у данной категории работников. Только после получения положительной оценки, человек может приступать к исполнению обязанностей по охране объектов. Если его все же допустили к работе без сдачи экзамена, то это нарушение охранной деятельности, за что руководитель предприятия или организации может понести административную ответственность.
Для сдачи экзамена организация, которая принимает работника, в течение одного месяца должна подать в территориальный отдел охраны ходатайство о прохождении квалификационного экзамена. Также при приеме на работу уже должны быть собраны определенные документы, подтверждающие, что будущий сотрудник соответствует всем требованиям, которые предусмотрены законодательством: не судим, не состоит на профилактических учетах в ОВД, у него нет аннулированного разрешения на хранения оружия, он является дееспособным и подходит по медицинским показателям. К слову, если с первого раза экзамен сдать не удалось, то в течении семи дней можно сделать повторную попытку.
Департаментом охраны установлен перечень тем, вынесенных на экзамен, он размещен на официальном сайте ведомства и комиссия, опираясь на них самостоятельно готовит тест. Все вопросы взяты из Закона об охранной деятельности и подзаконных актов, касающихся охранной деятельности. Тесты составляются, исходя и из специфики предприятия. К примеру, есть организации, где законодательными актами разрешено проведение досмотровых мероприятий, соответственно, будут вопросы по порядку проведения этих мероприятий. Если подобные действия не предусмотрены, то и таких вопросов не будет.
Комиссия будет собираться по мере необходимости, даже для принятия экзамена у одного человека. Для этого дата, время и место будет определяется председателем комиссии, который уведомит руководителя организации.
Часто на время отпусков или летний период нанимаются подменные работники по договору подряда, т.е. оказывают услуги. В данном случае это является нарушением закона — работник охраны должен состоять в трудовых, а не в предпринимательских отношениях и состоять в штате. Человек отработал два месяца и уволился, а спустя некоторое время его вновь взяли на работу. В этом случае он будет считаться вновь принятым работником, которому предстоит вновь собрать необходимый пакет документов, пройти медкомиссию и сдавать квалификационный экзамен.
Изменения в Законе предоставляют новые возможности и вызывают повышенные требования к профессиональным навыкам работников охраны организаций. Они направлены на повышение эффективности деятельности в сфере обеспечения безопасности и защиты имущественных интересов предприятий и организаций.