В рейд с судебными исполнителями

В портфеле у судебного исполнителя отдела принудительного исполнения Глубокского района Лилии Цырбан – с десяток исполнительных производств. На нагрудном кармане прикреплена мини видеокамера. Вместе с сотрудниками районного отдела Департамента охраны МВД она отправляется в рейд. Посещать должников – обычная ежедневная обязанность для людей этой непростой профессии. Мы проведём полдня с судебным исполнителем и узнаем, каково это заставлять людей платить по счетам.
Неуплата штрафов ГАИ, РОВД, других служб, задолженность или уклонение от уплаты алиментов, возмещение ущерба по уголовным делам… Причины, по которым в вашу дверь может постучать судоисполнитель, – бывают разные. Но главная задача сотрудников этой службы – обязать заплатить долг. Работа не всегда приятная, а иногда и опасная. Судебные исполнители приходят неожиданно, а незваным гостям, как известно, рады не все. Впрочем, у многих клиентов визит, пусть и неожиданный, удивления не вызывает. О своих неоплаченных долгах они знают или догадываются. Правда, не всегда собираются их оплачивать.
Направляемся по первому адресу. На стук в дверь бодрый мужской голос отвечает:
– А, старые знакомые? Здравствуйте. Давно не виделись. Проходите, проходите…
На приветствие Лилия Павловна отвечает сухо. Напомнив хозяину о задолженности, интересуется, когда он намерен её оплатить.
–Давайте договоримся, что вы придёте к нам завтра. Я выпишу повестку.
Заполняя необходимые документы, судоисполнитель расспрашивает хозяина дома о ещё одном должнике, который прописан по этому адресу и приходится мужчине племянником. У того растёт задолженность по алиментам?
–Здесь он появляется редко. Приехал из России с деньгами, гуляет. Теперь его не найдёшь. Но мне он говорил, что все долги оплатил. Соврал, значит, – вслух рассуждает мужчина.
На прощание Лилия Павловна ещё раз напоминает должнику о встрече.
– Это один из постоянных наших клиентов. Мы знакомы давно. У него была задолженность по алиментам, которую он выплатил. Если завтра не придёт, придётся навестить ещё раз, а может и не однажды, – без эмоций комментирует судоисполнитель. – Работа у нас такая.
Останавливаемся ещё у одного дома. Увидев судоисполнителя и людей в форме, хозяева удивляются. Объясняем причину визита, начинаем разбираться. Дело связано с неуплатой штрафа по фотофиксации. Оказывается, штраф был выписан и, как утверждают хозяева, уплачен около четырёх лет назад. Лилия Павловна советует обратиться в районный отдел ГАИ, чтобы там подтвердили оплату. И вопрос будет исчерпан.
Едем дальше. Останавливаемся у небольшого дома в центе города. На двери – замок. Соседка рассказывает, что должник устроился на временную работу. Но о нашем визите он должен знать, поэтому оставляем в дверях повестку. Следующая остановка – снова мимо. По адресу, указанному в документах, находится магазин. Судоисполнитель составляет акт, что человек, которого ищем, здесь действительно не проживает.
–Должник, предчувствуя какие-то проблемы, мог указать неверный адрес. Возможна и другая причина. Будем разбираться.
На очереди гражданин, у которого довольно приличный уголовный штраф. В доме, где предположительно проживает наш клиент, два входа. Стучим в первую дверь. Тишина. Судоисполнитель прислушивается. Возможно, нам просто не хотят открывать. Не теряя надежду отыскать должника, направляемся к другому входу. Долго стучим, а потом и кричим «Есть кто дома?» в приоткрытую дверь. Через несколько минут откуда-то слышится: «Кто там?». В довольно большой комнате царит хаос: минимум мебели и груды самых разных вещей в углах на полу. На диване лежит мужчина и смотрит по ноутбуку фильм. Увидеть людей в форме он никак не ожидал. Оказалось, что это не совсем тот, кто нам нужен. Разыскиваемого молодого человека дома нет и где он может находиться, отец не в курсе.
–Вы знаете, что у сына большой штраф?
Мужчина в ответ пожимает плечами.
–Он здесь проживает и прописан, поэтому мы будем проверять имущественное положение, – официально заявляет судоисполнитель и в считанные секунды определяет, какие из вещей в доме представляют наибольшую ценность.
—Ноутбук и мобильный телефон ваши? Предъявите, пожалуйста, документы на эти вещи, иначе мне придётся их описать.
Документов у мужчины нет. Он начинает нервничать, закуривает сигарету, возмущается и настойчиво утверждает, что всё это принадлежат именно ему. Но судоисполнители на слово никому не верят, такая уж у них «документальная» профессия.
Пока Лилия Павловна заполняет необходимые документы, мужчина пытается звонить кому-то из знакомых, жене, а потом говорит, что ничего не отдаст, и требует у судоисполнителя оснований для незаконных, на его взгляд, действий.
– Если вы общаетесь со своим сыном, то должны ему объяснить: долги нужно возвращать, – вежливо, но очень настойчиво ведёт диалог Лилия Павловна. – А эти вещи вы сможете вернуть. У вас есть 10 дней, чтобы обжаловать акт описи и предоставить подтверждающие собственность документы, иначе всё это будет продано в счёт уплаты долга.
– Телефон всё равно не отдам, – протестует мужчина, – ну давайте по-человечески как-то, он же мне по работе нужен. Я без телефона не могу. Возьмите вот телевизор, пусть старый, но в рабочем состоянии.
Но судоисполнителей жалостью не возьмёшь. По словам Лилии Цырбан, иногда по-человечески понимаешь должника и даже ему сочувствуешь, но закон есть закон.
Вся процедура оформления документов занимает около получаса. Уезжаем из этого дома, как говорят судоисполнители, с уловом, – лобзиком и ноутбуком. Мобильный телефон описали, но решили всё-таки оставить на хранение должнику. «Думаю, что через 10 дней телефон придётся тоже конфисковать. Опыт мне подсказывает, что документов он не найдёт», – говорит Лилия.
***
К своим должникам судоисполнители выезжают несколько раз в неделю. В остальное время они работают в отделе: оформляют документы, ведут приём. По словам милиционеров Департамента охраны Александра Пашкевича и Ивана Казачка, сопровождавших нас в очередном рейде, на этот раз всё прошло хорошо: скандалистов, буянов и пьяных должников не встретили. На самом деле, в тяжёлой работе судоисполнителей случается всякое. Поэтому в целях обеспечения безопасности с 2014 года в рейдах их всегда сопровождают сотрудники райотдела Департамента охраны.

Фото автора
Наталия БЕЛЬСКАЯ